RUEN
"Бунтарь, создающий счастливые миры"

В дни, когда вся страна отмечала светлый праздник Новруз байрамы, в Российском информационно-культурном центре прошел еще один праздник, на этот раз искусства: творческий вечер известного бакинского художника Али Шамси. Это был действительно праздник - творчества, живописи, праздник хорошего настроения. Этому способствовали картины мастера, буквально излучающие свет, радость и добро. Али Шамси представил десять работ, среди которых были как большие полотна, так и этюды. В числе приглашенных было много друзей художника - его коллег, артистов, исполнителей, журналистов и писателей. И просто хороших людей. Присутствовали и зарубежные гости - из России, Казахстана, Узбекистана и Германии.

Али Шамси остался верен себе: никаких пиджаков и ботинок. Чтобы не очень сильно шокировать публику, которая, впрочем, прекрасно знает все его привычки и взгляды на жизнь, Али был не босиком, а в сандалиях. Но этот человек настолько органичен, что даже на фоне классических произведений, исполняемых на рояле известными бакинскими музыкантами, смотрелся в своих сандалиях совершенно адекватно. Очень приятно, что азербайджанского художника азербайджанской же публике представлял Российский центр. В этом видится глубокая связь между двумя странами-соседями, самым понятным общим языком между которыми является именно искусство.

Об Али Шамси очень трудно рассказывать - надо смотреть его работы, с ним надо общаться, его надо видеть, наблюдать в разных ситуациях, слушать его мудрые рассуждения на самые разные темы, надо погрузиться в его мир и пожить там немного. И тогда твой собственный мир покажется тебе чуточку лучше, чуточку спокойнее и красивее. Он это умеет - создавать счастливые миры! Потому что он - настоящий талант. Настоящий талант никогда не стремится выпятиться, прорекламировать себя. Али и так все знают и готовы платить за его картины баснословные деньги, а он еще может и не согласиться писать на заказ или продать уже готовую работу. В Азербайджане, в России, в Германии, Грузии, в США, у известных культурных и политических деятелей висят его работы. Несколько картин даже погибли 11 сентября в Америке вместе с башнями-близнецами. Многочисленные выставки в различных странах не сделали его тщеславным или заносчивым. Эти чувства ему просто незнакомы. Он напрочь лишен суетности этого сумасшедшего мира и очень трезво оценивает свои работы, слегка иронично, слегка отстраненно. Он не боится красок. Они - его продолжение. Он, в отличие от очень многих живописцев, очень умело и смело пользуется цветом, даже таким, как краплак (художники-профессионалы меня поймут.)

Последняя выставка, в которой он принимал участие, была в Германии в 2009 году. Но не это самое интересное. Есть такая международная организация - United buddy bears ("Объединенные медвежата"), которая с 2002 года проводит очень интересную и крайне символичную акцию: собираются художники из полутора сотен стран, и каждый расписывает скульптуру гигантского медведя, стоящего на задних лапах. Задача - расписать его, используя национальную символику. Азербайджан представлял именно Али Шамси - так решили организаторы мероприятия. И решили верно! Не погрешу против истины, если скажу, что медведь Али вошел в десятку самых красивых.

Эта акция - одна из самых престижных в своем роде; в ней принимают участие самые знаменитые и оригинальные художники своей страны. "Через искусство - к миру во всем мире", - так можно обозначить ее девиз. То, что выбор организаторов пал на Али Шамси, "виноват" сам Али. Потому что трудно найти второго такого художника, который обладал бы таким поразительным в наше время даром - жить в полной гармонии с миром, с самим собой и с окружающими, с вечной природой и сиюминутной ситуацией. Он ни на что не злится и не раздражается, все, что его окружает - для него живое, начиная от деревьев, с которыми он разговаривает, и кончая последней букашкой, с которой он тоже разговаривает. Даже камни - и те для него живые. Если и бывают на свете абсолютно счастливые люди, то это Али Шамси. Он, наверное, знает какую-то тайну, нам, простым смертным, неведомую, и это позволяет ему видеть в окружающей жизни только прекрасное. Его глаз вычленяет только яркие краски, в его сознании живут только светлые образы. Среди его картин я не нашла ни одной мрачной или вгоняющей в тоску - настолько они светлые и радостные. И мудрые. Как он сам. Есть работы, подернутые легкой грустью, но ведь легкая грусть - необходимая составляющая настоящей радости. В глазах этого человека светится самое настоящее, ничем не прикрытое счастье. Он счастлив так, как бывает счастлив цветок, растущий на солнечном склоне горы, как море, ласкающее берег, как птица, кувыркающаяся в прозрачном небе. Он воспринимает мир с непосредственностью ребенка, которого еще не успел испортить наш лицемерный мир взрослых.

На вопрос, почему он сидит на земле в относительно цивильном виде (в не выпачканном краской свитере и таких же не выпачканных брюках), она же, мол, грязная, земля, он хитро посмотрел на меня и улыбнулся: "Она земля, она не может быть грязной".

Наверное, именно поэтому он редко моет свою машину. Не из-за лени или нечисто- плотности - просто на ней пыль, а пыль - такая же часть земли, как и он сам. Он этого не говорил, до этого я сама догадалась. Так вот, на его пыльной машине периодически появляются рисунки и надписи. Рисуют соседские мальчишки. Что у нас рисуют на пыльной машине? В лучшем случае фразу "помой меня", в худшем что-нибудь неприличное. На его машине дети рисуют глаза. И губы. И машина смотрит и улыбается!

Он живет своей жизнью, играет с мальчишками в футбол и между делом учит их писать красками. "Мои самые лучшие друзья - это дети, - говорит Али. - Детьми правят ангелы". Дети его обожают, в его мастерской всегда можно застать парочку ребятишек.

Попадая в его мастерскую, с удивлением замечаешь, что все твои проблемы куда-то ушли, стали мелкими и неважными. После общения с ним хочется любить весь мир, так заражает он своей любовью. Ко всему: к природе, к людям, к жизни. "Как можно жаловаться на жизнь? Разве она не счастье?" - спрашивает Али с доброй улыбкой. Он никогда ни на кого не сердится, ни о ком не говорит плохо и ко всему относится философски. На вопрос, чего он не любит в этой жизни, я получила спокойный мудрый ответ: "Все, что происходит со мной, это заслуга только меня самого. Если у меня проблема какая-нибудь, это моя заслуга. Если у меня бывает радость, это моя заслуга. Если я столько лет лазил по горам, и ничего, а на ровном месте сломал ногу, это тоже моя заслуга. Я готовился подняться на самую высокую вершину Азербайджана, но, видимо, я что-то не то сделал, и горы обиделись на меня. Я не имею права выносить оценки". И в этом он весь.

В его мастерской очень часто звучит мугам. На вопрос, что для него мугам, я получила ответ, от которого мурашки побежали по коже: "Мугам - это крик космический. Это фантастика, честно! Это другой мир. Мугам - это когда тело остается здесь, а душа куда-то уходит, и тела ты не чувствуешь".

Одним из самых потрясающих свойств Али Шамси как художника является его умение писать в совершенно разных жанрах. Это и горные пейзажи, таинственные и завораживающие, это удивительные своей психологической глубиной портреты, это классические натюрморты, городские сюжеты, морские пейзажи. С восторгом внезапного понимания чего-то запредельного можно часами разглядывать его неподражаемые абстрактные работы, этакий то ли символизм, то ли еще какой изм. А еще Али пишет женщин. Прекрасных женщин с поразительными глазами, спрятанными за вуалью. Они настолько прекрасны, что завораживают даже меня, женщину. Художник, абсолютно свободно и профессионально пишущий в таких разных стилях, не может не вызвать восхищения. Видимо, ему от Господа Бога по какому-то недосмотру досталось таланту не на одного художника, а сразу на полдюжины. А, может, и не по недосмотру, а сделано это было вовсе даже специально, чтобы радовал мир этот человек по полной программе. Сам он говорит, что "Я просто озорной, мне и это хочется попробовать, и то. Просто любопытно".

Многие его работы написаны мастихином. На мой вопрос, почему, я получила уникальный ответ: "Мир мастихина - удивительный мир. Кисточка - это от мозга. Глаза видят, передают в мозг. И рука кисточкой выполняет миссию мозга. А мастихин - это непосредственно контакт с душой. То, что твое подсознание хочет - делает мастихин". Мастихином написаны и много горных пейзажей. Горы у Али удивительные! "Горы - это вершина, которая не доступна. Это вершина мысли, это вершина удачи, вершина неудачи. Очень многое я там видел. Одна гора не похожа на другую, у каждой свое лицо. Камни в горах - это как люди. Миллиарды людей на земле, и все вроде похожие, а все же разнее. Так и камни, так и горы. Есть свой характер, свои шрамы, свои лики. Я былинка на этой земле, я убедился в этом там, в горах. Чем выше поднимаешься, тем ярче и четче это понимаешь. Все, что мы здесь о себе воображаем, там превращается в пылинки".

Он любит горы и женщин и не стесняется в этом признаваться. Горы и женщины - это его музы. Каждая имеет свое лицо. У каждой свой характер: мягкий или гордый, грозный или ласковый. Или неприступный. Или романтический. Или таинственный. Как понять, какой? Как вообще правильно смотреть на картину, как научиться видеть ее? Он научил меня смотреть картины. Я, художник по первому образованию, не умела до встречи с ним смотреть и видеть картины! А нужно всего-то взять листок бумаги, свернуть его и через эту импровизированную подзорную трубу смотреть на удивительный мир, который создает художник. Просто смотреть, разглядывать фрагмент за фрагментом, путешествовать по живописному миру. Поразительное чувство при этом возникает! Самое удивительное и мистическое, что действительно получается эффект подзорной трубы. Словно простой лист бумаги превращается в увеличительное стекло, через которое видно то, что не увидит простой глаз, если будет, как обычно, рассматривать полотно. Словно каждый фрагмент приближается к тебе и поражает своей четкостью, близостью и законченностью. Картина словно увеличивается. Во всех смыслах: и в масштабности размера, и в масштабности замысла. Возникает этакий мир Запределья, в который хочется уйти и бродить там часами, а, может, и неделями. Я боюсь долго так разглядывать его картины: боюсь просто не вернуться.

Али - самый необычный художник из всех, кого я знаю. И если в нем - художнике - соединились несколько совершенно разных творцов, то в Али-человеке тоже соседствуют рядом друг с другом парочка довольно мало совместимых типов. Есть тихий, мягкий, ласковый человек, а есть озорник и хулиган, глаза которого словно наполнены сумасшедшими искорками, а сам он подвижен как ртуть. Есть спокойный мудрый философ, любящий всех и вся, а есть бунтарь, разрушитель всех и всяческих рамок. Он смело нарушает все возможные стереотипы. Он смело говорит людям то, что он думает. А это мало кому нравится. Сколько копий было сломано из-за этого его нежелания влезать в общепринятые рамки! Для Али не писаны законы бюрократии, он не состоит ни в каких ассоциациях, ему это просто не надо. Как он говорит, это сковывает его душу. Он добровольно покинул хлебное место - ушел с поста директора художественной галереи, который занимал много лет. Он не ходит на тусовки и светские мероприятия, ему не нужно на них "светиться" и "пиариться", его и так все знают. Он действительно ни разу в жизни не надел пиджак - тесно ему в нем, во всех смыслах, и ни разу не надел ботинки, он постоянно ходит босой. В крайнем случае (как для описанного выше творческого вечера) надевает сандалии. Дело доходило до курьезов: после очередной съемки или мероприятия в босом виде обеспеченные люди предлагали ему ботинки в подарок, думая, что у него ба- нально нет денег на обувь. А он просто такой человек - босой во всех смыслах. Стоящий на земле и воспринимающей эту землю босыми ногами, а не через дорогие подошвы дорогих башмаков. Босыми ногами проще стоять на земле. Ближе.

В общем, Али Шамси - это целый мир, живущий по своим законам, и в то же время по законам общечеловеческим, о которых мы в нашем сумасшедшем мире окончательно забыли.

 


Источник: http://www.echo-az.com/kultura04.shtml



www.ali-shamsi.com
Copyright 2010. All rights reserved. «Designed by ERAGROUP»